НЕКОТОРЫЕ ИЗЫСКАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЛОСОФИИ.
Сочинение Вольфганга
Брейденбаха Баварского (1448-1501) "Свет разума", не есть отдельный
трактат, как полагают некоторые. Это — целая серия небольших работ, написанных
в разное время. Собрал их под общим заголовком и опубликовал немецкий гуманист
Себастиан Гейсмайер в 1596 году. К сожалению, эта книга не дошла до наших дней,
и мы имеем лишь её оглавление (в таком виде, в каком оно дается у Пауля
Фрауэнлоба в книге «Учение и ученики германского гуманизма»(1796)). Сохранилось
несколько разрозненных трактатов Вольфганга Баварского, один из которых мы Вам
и предлагаем.
в начало
Вольфганг Баварский.
О непостижимости Воли Божьей.
Века человеческой истории дают нам замечательные
примеры очевидного проявления Воли Божьей. Силой воображения, представим себе
какого-либо владетельного князя или герцога, который взимал вдруг напасть на
соседа, другого владетельного князя или герцога. Побуждает его к этому зависть,
жажда мести или же иное чувство. Таким
образом, страсть, охватившая князя — есть прямое и непосредственное орудие
Проведения. Под этим прямым воздействием Воли Божьей, князь собирает своё войско
и посылает его в поход. Для войска, князь — есть орудие Провидения. Воля его —
опосредованная Воля Божья, "воздействие 2-й степени. Отряд, вторгаясь в
пределы соседнего княжества, совершает насилия и опустошения.
Некий
крестьянин, дабы избежать худшей участи для своего скота, сам режет двухлетнего
борова и в спешке поедает его вместе с судьей. Для крестьянина, грабительские
отряды — это орудие Провидения, они оказывают на него "воздействие 3-й
степени". На борова же, судьба или фатум (в лице крестьянина), оказывает
"воздействие 4-й степени.
Итак,
бесполезная гибель двухлетнего хряка в глухой деревушке и есть "конечный
пункт" Замысла Божьего? Да. Потому, что для Создателя все твари Его равны,
и нет разницы меж светлейшим князем и грязной свиньей. Нет. Потому, что
Провидение в своих деяниях не имеет концов и начал.
Узнав
о смерти хряка, родной брат того крестьянина, приходской священник очень
опечалился, так как мечтал полакомиться свиным рулетом в зимние, холодные
вечера. Под воздействием этой печали, священник призывает с церковной кафедры к
священной войне с захватчиками. На лицо "воздействие 5-й степени (хряк—священник) и "воздействие
6-й степени" (священник—толпа). Одержимые праведным гневом селяне,
устремляются в бой, где, слившись с жителями соседней деревни и воинами своего
князя, одерживают победу. Огромное, неуправляемое войско, как орудие
Провидения врывается в город князя-захватчика. Разгорается жаркая баталия, в
которой гибнет несчастный князь. Гибнет от "воздействия 7-й степени".
Цикл завершен. Воля Божья свершилась.
Но,
почему, для того, чтобы умертвить князя, понадобилась столь длинная цепь
"воздействий" и множество промежуточных орудий? Почему Господь просто
не поразил беднягу молнией или апоплексическим ударом, почему не отравил его
грибами, в конце концов? Вот в этом-то и состоит вся загадка и непостижимость
Воли Божьей.
в начало
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Оглавление книги "Свет разума". (по П.
Фрауэнлобу)
I. О сущности Бога.
1.
О Божьем Промысле.
2. О
непостижимости Воли Божьей.
3. О
людях, взыскующих Премудрости.
4.
О полноте и красоте.
5.
Против отрицания души у животных.
6.
О познании. Иерархия Небес.
7.
Против монахов.
II. О сущности земного.
1.
Об ослах.
2.
О тщете человеческой.
3.
О правильном устройстве церковных амвонов.
4.
О древоточцах.
5.
Против распутных монахов.
6.
О несовершенстве.
7.
О несовершенстве летоисчисления.
8.
О Нюренбергском глобусе.
III. О сущности человеческого.
1.
Об алхимическом теле.
2.
О пользе и вреде благочестия.
3.
О коловращении тверди земной.
4.
Против Жана Буридана.
5.
О механике тел и математике чисел.
6.
О лисах, портящих виноградники.
7.
О Св. Земле.
8.
Против
монахов, одержимых бесами.
25 января 1996 года
в начало
Вольфганг
Баварский
Против Жана Буридана.
Всякий предмет, для того, чтобы быть понятым, должен быть описан. И
описан он должен быть с возможно
большей точностью и обстоятельностью. Таким предметом будет для нас осёл.. Да,
да, тот самый осёл, что ест за окном зеленую травку, помахивая длинными ушами.
Самый обычный осёл...
Что
есть ОСЕЛ? Мышиного цвета животное,
парнокопытное, подотряда лошадиных. Верно, но эти характеристики должны
заинтересовать натуралиста, естествоиспытателя. Нам, философам, осёл как
скотина, не интересен. Нам интересен осёл вообще, в теоретическом,
символическом, архитипическом плане. И здесь, осёл предстает перед нами как
меток, как сосуд, бурдюк, одним словом, как ем кость. Емкость, наполнить
которую волен каждый, исходя из степени освоенности окружающего мира... Одни
влагают в осла мудрость и богоподобие (например, евреи, ранние христиане,
индоиранцы, китайские мудрецы, фригийцы и возможно, фракийцы) другие
приписывают ему неимоверную глупость и наглость (а заодно, похотливость и
прочие человеческие пороки). Дальше всех пошел этот неуч, почитаемый себя
философом, Жак Буридан. Он вообще, вкладывает в податливую шкуру осла
человеческий разум, что гораздо хуже пороков!
Ибо разум порождает пороки, а сон его — чудовищ, которые и не снились
бедному животному.
Итак,
буридановский осёл — воплощение логического разума, гибнет. Гибнет, благодаря
своему основному свойству — логическому мышлению. Именно логика мешает ослику
отдать предпочтение одной из двух абсолютно одинаковых куч сена. Скорпион,
жалящий самого себя. Змея, кусающая собственный хвост. Рыбак, ловящий себя на
собственный крючок. Босяк, наступающий в собственное дерьмо, — чем не сюжет для
эзоповой басни? Полно, полно насмехаться над вершиной Творения, господин
Буридан! Разум создан не для того чтобы над ним насмехались! Чтобы всякий проходимец загонял его в
надуманный, высосанный из пальца логический ступор! Что мешает Вашему ослу
воспользоваться иной логической схемой — кушать обе кучки ОДНОВРЕМЕННО! вы
можете возразить, что это не возможно физически — пасть осла слишком мала для
поедания сена из двух разных стогов стоячих на расстоянии друг от
друга. Верно, пасть осла мала, но существо наделенное хоть толикой логики, просто обязано
перемешать эти две кучи в ОДНУ, тем самым, сняв проблему выбора, Вот так-то, господин Буридан!
Зима 1996 — весна, 1997
в начало
|